Что толкает Пхеньян на наращивание своего ядерного потенциала

Что толкает Пхеньян на наращивание своего ядерного потенциала

Введение

Северная Корея вновь официально заявила о своём статусе ядерной державы и готовности применить ядерное оружие для защиты своего суверенитета. Об этом идёт речь в законе «О политике КНДР в отношении ядерных вооружённых сил», который был принят 8 сентября Верховным народным собранием республики.

В каком случае Пхеньян готов нанести упреждающий удар

Следует отметить, что ещё в 2013 году был принят закон, который провозгласил Корейскую Народно-Демократическую Республику «полноправным ядерным государством, способным одним ударом отразить любые войска агрессора». А ещё за год до этого в преамбулу конституции были внесены поправки, согласно которым КНДР также была провозглашена ядерным государством.

Новый закон по сути подтверждает эти положении. При этом он не только расширяет рамки применения ядерного оружия, но и конкретизирует условия, в которых оно может быть использовано. Согласно ему ядерные силы имеют ключевое значение для защиты КНДР от внешних военных угроз. Их «основная миссия» заключается в том, чтобы заставить враждебные государства воздержаться от попыток агрессии.

«Ядерные вооружённые силы КНДР являются мощным средством защиты суверенитета, территориальной целостности и коренных интересов государства, предотвращения войны на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии, обеспечения глобальной стратегической стабильности», — подчёркивается в документе.

При этом закон констатирует, что КНДР является «ответственным ядерным государством» и обязуется не размещать ядерное оружие на территории других государств, не передавать это оружие, технологии создания, использования, оборудование, расщепляющие материалы другим лицам и государствам. Северная Корея не будет угрожать и применять ядерное оружие против безъядерных стран, пока они не приняли участие в агрессии или наступательных действиях против КНДР в сговоре с другими ядерными государствами.

Более того, Северная Корея рассматривает ядерное оружие как последнее средство в ответ на внешнюю агрессию, а также на действия, серьёзно угрожающие безопасности государства и народа. То есть Пхеньян ставит себя в один ряд с официально признанными ядерными державами, беря схожие обязательства.

На седьмой сессии Верхового народного собрания КНДР 14-го созыва 8 сентября 2022 г. был принят Закон о политике КНДР в отношении ядерных вооружённых сил.
На седьмой сессии Верхового народного собрания КНДР 14-го созыва 8 сентября 2022 г. был принят Закон о политике КНДР в отношении ядерных вооружённых сил.

Вместе с тем закон излагает условия, в которых может быть использовано ядерное оружие:

  • в случае применения ядерного оружия и других средств массового поражения против КНДР или необратимой угрозы нанесения ими удара по территории страны;
  • при нападении «вражеских сил» на руководство страны и командную систему управления ядерными силами, а также при возникновении угрозы такого нападения;
  • в случае нападения на важные стратегические объекты государства или угрозы нанесения ударов по ним;
  • в «других случаях», когда в условиях «кризиса, угрожающего существованию государства, нет иного выхода, кроме применения ядерного оружия».

При этом следует обратить внимание на положение закона, в котором говорится, что «в случае создания угрозы для системы командования и контроля над государственными ядерными вооружёнными силами… автоматически и немедленно наносится по предварительно составленному оперативному плану ядерный удар для уничтожения враждебных сил, включая источник провокации и её командный пункт».

По сути, речь в данном случае идёт об упреждающем ядерном ударе, если в Пхеньяне посчитают реальной угрозу национальной безопасности. В этом главное отличие нового закона от предыдущего, в котором ядерному оружию отводилась роль ответного средства.

Ядерный потенциал

В этой связи не может не возникнуть вопрос о способности Северной Кореи наносить такие удары, то есть о её ядерном потенциале. Ответить на него однозначно невозможно, так как официальных данных о ядерных вооружённых силах Северной Кореи нет. Не говорится об этом и в новом законе. В нём лишь указано, что ядерные вооружённые силы КНДР состоят из разного рода ядерных зарядов и их носителей, системы командования и управления, всех людских ресурсов, оснащений и оборудования для их эксплуатации и обновления.

Также отмечается, что ядерные вооружённые силы КНДР поддерживают постоянную мобилизованность, чтобы после отдачи приказа о применении ядерного оружия немедленно выполнить его в любых условиях.

Напомню, что впервые о разработке ядерного оружия КНДР объявила в начале 2005 года, хотя ещё до этого встречалась неофициальная информация о планах страны по созданию атомной бомбы. А 9 октября 2006 года КНДР сообщила об успешном ядерном испытании на полигоне Пунгери примерно в 180 километрах от границы с Россией. Эксперты по-разному оценивали мощность этой бомбы, но в целом она сводилась к примерно 0,5-2 килотоннам.

А вскоре последовали новые ядерные испытания. Всего за эти годы Пхеньян провёл шесть таких испытаний, причём четвёртое и шестое были объявлены как испытания термоядерных бомб. По данным SIPRI, сегодня Северная Корея обладает 10-20 ядерными боеголовками. Другие источники полагают, что КНДР располагает до 60 бомб с возможностью производства шести новых устройств каждый год.

Информационный плакат Геологической службы США, показывающий интенсивность ядерных испытаний Северной Кореи.
Информационный плакат Геологической службы США, показывающий интенсивность ядерных испытаний Северной Кореи.

В свою очередь, средства доставки ядерного оружия представлены преимущественно широкой линейкой баллистических ракет малой и средней дальности, способных наносить удары по целям на удалении от 100 до заявленных 4000 километров.

По данным японской газеты Nikkei, Nikkei Asia — Business, Politics, Economy and Tech News & Analysis, за последние годы КНДР значительно улучшила характеристики своих ракет, переведя значительную их часть на твёрдотопливные двигатели и усложнив их перехват благодаря более сложной траектории полёта. Как пишет издание, на заправку жидкостных двигателей уходит много времени, в течение которого спутники могут отследить подготовку к пуску. Кроме того, такие заправленные ракеты нельзя долго хранить в готовом к пуску состоянии. Твёрдотопливные же ракеты можно запускать неожиданно. Кроме того, КНДР разработала технологию, позволяющую ракетам маневрировать во время полёта, что также усложняет их перехват.

Только за первую половину текущего года КНДР запустила по меньшей мере 28 ракет, это больше максимального полугодового показателя в 25 пусков, зафиксированного в 2019 году. В том числе 5 и 11 января Северная Корея произвела запуски двух ракет, которые назвала «гиперзвуковыми», подчеркнув их соответствующие характеристики.

А в марте была испытана межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон-17». По неофициальным данным, она имеет длину около 25 метров, является самым дальнобойным оружием Северной Кореи и самой большой в мире дорожно-мобильной баллистической ракетной системой. Ракета была впервые представлена ​​на военном параде в октябре 2020 года.

Согласно оценкам Сеула, дальность действия этой ракеты составляет 15 тысяч и даже более километров. Да и несёт она несколько боеголовок и дополнительные средства для преодоления противоракетной обороны, что увеличивает её поражающий эффект.

КНДР намерена и дальше, что записано в законе, обновлять и укреплять ядерные вооружённые силы в качественном и количественном отношении. Она также будет периодически обновлять стратегию по применению ядерного оружия, «чтобы ядерные вооружённые силы надёжно выполнили свою миссию».

В марте 2022 г. Северная Корея провела успешные испытания своей межконтинентальной баллистической «Хвасон-17».
В марте 2022 г. Северная Корея провела успешные испытания своей межконтинентальной баллистической «Хвасон-17».

Что мешает денуклеаризации Корейского полуострова

Следует в этой связи, очевидно, напомнить, что параллельно развитию ракетно-ядерного потенциала КНДР шёл процесс денуклеаризации Корейского полуострова. Он был начат с целью полного освобождения полуострова от всех ядерных боезарядов и средств их доставки. Во имя этого выдвигались различные идеи, строились планы, делались декларации, однако ничего существенного в достижении поставленной цели так и не было пока достигнуто. Причиной тому — противоположные подходы к данной проблеме участников процесса.

Так, Россия и Китай предлагают использовать дипломатические методы, без бряцания оружием и выкручивания рук. В частности, наши страны предложили решение, названное «двойным замораживанием», при котором предусмотрено полное прекращение военных манёвров Вашингтоном, Токио и Сеулом, направленных против КНДР, и закрытие Пхеньяном разработок и испытаний ядерного оружия и его носителей. Эту позицию Москва и Пекин, по сути, подтвердили и после принятия Пхеньяном нового закона о ядерных вооружённых силах.

В то же время США и их союзники избрали политику жёсткого прессинга, включающую в себя резолюции Совета Безопасности ООН, санкции как инструмент экономического давления на Северную Корею, военные учения, и тем самым загоняя Пхеньян в угол со всеми вытекающими из этого последствиями.

Правда, при Дональде Трампе наметился некий диалог между Вашингтоном и Пхеньяном. Стороны сели за стол переговоров, чтобы «преодолеть напряжённость и враждебность, имевших место между странами в течение десятилетий». Трамп стал первым действующим президентом США, ступившим на северокорейскую территорию, когда встретился в пограничном пункте Пханмунджом с Ким Чен Ыном. Пентагон объявил о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове с целью сохранения возможности дипломатического процесса с КНДР. Пхеньян в свою очередь заявил о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США.

Трамп стал первым действующим президентом США, ступившим на северокорейскую территорию, когда встретился в пограничном пункте Пханмунджом с Ким Чен Ыном.
Трамп стал первым действующим президентом США, ступившим на северокорейскую территорию, когда встретился в пограничном пункте Пханмунджом с Ким Чен Ыном.

Однако после нескольких раундов переговоров стороны зашли в тупик — США требовали от КНДР полного отказа от ядерного оружия, не желая при этом давать Пхеньяну каких-либо гарантий безопасности. Со своей стороны, Северная Корея отказывалась уничтожать свой ракетно-ядерный потенциал, не имея таких гарантий, поскольку перед глазами её представителей была горькая судьба Югославии, Ирака и особенно Ливии, которую США и их натовские союзники буквально растерзали, после того, как она добровольно отказалась от оружия массового поражения.

Да и американским гарантиям, учитывая стремление США стать мировым гегемоном и попирание ими с этой целью международных прав и принципов, особой веры нет. Ведь Вашингтон тут же отказывается от всех договорённостей и обязательств, как только они каким-то образом мешают США в достижении поставленных целей.

Яркий пример тому в отношении Северной Кореи приход в Белый дом Джо Байдена. Он не только отказался от всех заявлений своего предшественника в адрес Пхеньяна, но и стал критиковать его за встречи с северокорейским лидером. США тут же активизировали военную деятельность вокруг Корейского полуострова, всё больше втягивая в неё своих союзников и партнёров. Были возобновлены учения, на которых отрабатывались вопросы, и это не скрывали в Пентагоне, ведения войны против КНДР, уничтожения северокорейского режима.

Приход в Белый дом Джо Байдена ознаменовался отказом от всех заявлений своего предшественника в адрес Пхеньяна.
Приход в Белый дом Джо Байдена ознаменовался отказом от всех заявлений своего предшественника в адрес Пхеньяна.

И это, вне всякого сомнения, подтолкнуло КНДР к принятию решения об отказе от переговоров по денуклеаризации. О нём заявил Ким Чен Ын, выступая в парламенте при обсуждении закона о ядерных вооружённых силах. «Обладание ядерным оружием является нашим законным и неотъемлемым правом. Мы не намерены отказываться от ядерного оружия. Новый закон делает невозможными переговоры по денуклеаризации», — сказал он при этом. И добавил, что «пока на земле остаётся ядерное оружие, сохраняется империализм и не прекращаются манёвры Соединённых Штатов и их сторонников против нашей республики, наша работа по укреплению ядерной силы не прекратится».

Три оси расширенного сдерживания КНДР

Нет необходимости особенно подчёркивать, что это решение вызвало негативную реакцию в США, Южной Корее и Японии. В Сеуле, например, заявили, что если Северная Корея попытается применить ядерное оружие, то она столкнётся с подавляющим ответом со стороны альянса Республики Корея и США, и её режим встанет на путь саморазрушения. В частности, на это будет направлено усиление южнокорейской системы «трёх осей», которая подразумевает планы по нанесению удара по руководству соседней страны, идею превентивного удара по местам пуска ракет и применение средств противоракетной обороны.

В этом же ключе выступили и в Токио, заявив, что в ответ на ракетно-ядерную программу КНДР Япония будет стремиться к более тесному сотрудничеству с США и Южной Кореей по вопросу полной денуклеаризации Северной Кореи.

Комментируя принятие в Пхеньяне нового закона, в США допустили высказывания, что за ним стоят Россия и Китай, которые «пытаются задействовать КНДР в качестве ещё большего стратегического актива, чтобы бросить вызов американским позициям в Тихом океане». Более того, стали множится заявления, что наша страна намерена закупить северокорейские ракетно-артиллерийские системы, чтобы использовать их в проведении специальной военной операции на Украине. Они приняли такой характер, что постоянный представитель России при ООН Василий Небензя на заседании Совета Безопасности всемирной организации попросил Соединённые Штаты и Великобританию предоставить доказательства утверждениям о том, что РФ якобы закупает вооружения у Ирана и КНДР.

Тем временем Вашингтон начал обсуждение с Сеулом и Токио конкретных шагов по «расширенному сдерживанию» КНДР. Среди них — наращивание американского военного присутствия в регионе, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, увеличение масштаба и числа совместных учений, а также другие действия, направленные против Северной Кореи.

А это означает лишь одно — обострение ситуации на Корейском полуострове, увеличение опасности превращения «горячей точки», коим является уже ни одно десятилетие данный регион, в очаг широкомасштабной войны.


Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее
   
Скачать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий