Глубокой ночью 14 января 1878 года на рейде порта Батум катера русского Черноморского флота «Чесма» лейтенанта Измаила Зацаренного и «Синоп» лейтенанта Осипа Щешинского потопили турецкую паро-винтовую канонерку «Интибах».
После Крымской войны 1853-1856 годов Турция господствовала на Черном море: соотношение численности флотов было не в пользу России. Тогда, уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, морской офицер капитан-лейтенант Степан Макаров (будущий адмирал) предложил для сокращения численного превосходства турков использовать техническое новшество — торпеды. Испытания самодвижущихся морских мин конструкции Уайтхеда под его руководством были проведены в бухтах Севастополя и дали хорошие результаты. В то время пусковая труба торпедного аппарата изготавливалась из дерева и размещалась под днищем парового катера. Дальность пуска была невелика: всего 100 метров, поэтому катер должен был подходить как можно ближе к судну противника. Носителем первых торпедных катеров выступил пароход «Великий князь Константин». С него для проведения атаки спускались на воду два катера. В декабре 1877 года пароход принял на борт оба судна и отправился к порту Батум.
В 6 милях от порта, «Константин» выгрузил катера «Сухум-кале» и «Чесма». Оказалось, что турки знали о приближении русского парохода: они усилили охранение и применили маскировку судов. В результате провести атаку скрытно не удалось. В спешке торпеда, наведенная на броненосец «Махмудие» и выпущенная с «Чесмы», попала в якорную цепь, переломилась и только потом взорвалась. При этом взрыв не достиг борта «Махмудие». А торпеда, выпущенная с «Сухум-кале», и вовсе прошла мимо и вылетела на берег.
По результатам этой пробной атаки в боевых условиях Макаров сделал определенные выводы. Месяц спустя военную экспедицию к порту Батум решили повторить. На сей раз «Великий князь Константин» кроме упомянутой «Чесмы» взял на борт катер «Синоп», который был оборудован подвесным торпедным аппаратом (в отличие от «Сухум-кале», где торпеда не умещалась под днищем и ее крепили на плотике).
Новую атаку удалось провести более скрытно, в ночной темноте и при сильном тумане. Идти в такой обстановке было очень опасно и турки, похоже, решили, что в такую ночь никто в портовую бухту не сунется. Использовав беспечность противника, капитаны катеров смогли подвести свои суда в зону гарантированного попадания в цель.
В своем рапорте капитан-лейтенант Макаров так описал произошедшее далее: «Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, пустили одновременно свои самодвижущиеся мины. Мина Зацаренного ударилась у грот-мачты, а мина Щешинского — немного правее. Обе взорвались одновременно. Слышен был сильный взрыв… Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа».
Как выяснилось позже, потопленное судно было канонерской лодкой «Интибах». Это был двухмачтовый винтовой пароход, вооруженный двумя 100-мм пушками и орудием калибра 57, с экипажем в 35 человек.
Таким образом, суда русского Черноморского флота провели первую удачную торпедную атаку в истории мирового военного судоходства. Примерно годом ранее англичане попытались торпедировать аргентинский корабль, но у них ничего не вышло: самодвижущаяся мина прошла мимо.
Степан Макаров на время стал звездой мировой прессы: об успехе русских писали много. Кроме того, он получил целый ворох поздравительных телеграмм.

Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее