В Норвегии стартовали учения НАТО «Cold Response – 2022» («Холодный ответ 2022»). Пройдут они с середины марта по начало апреля. В маневрах, которые проходят в нескольких сотнях километрах от российской границы, принимают участие около 35 тыс. военнослужащих из более чем 25 стран, 200 самолетов и 50 кораблей, в том числе британский авианосец Prince of Wales.
Основная задача крупномасштабных маневров – отработка взаимодействия сил Североатлантического альянса с целью противодействия якобы растущему влиянию России в Арктическом регионе.
После начала Россией спецоперации на Украине и введенных против российской экономики санкций со стороны объединенного Запада и США, северные территории стали выглядеть еще более масштабнее в контексте геополитической и экономической важности.
Арктика – это большой лакомый кусок, значимость которого трудно переоценить (об этом в первой части статьи).
Несмотря на санкции, правительство России приняло решение о дальнейшем развитии Северного морского пути (СМП). Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании из федерального бюджета льготных тарифов на перевозку по СМП. Он отметил на совещании вице-премьеров, что «это безопасные и надежные маршруты, которые проходят в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны нашей страны». Каждый год на субсидирование таких перевозок из федерального бюджета будет выделяться по 560 млн руб.
Северный морской путь – крайне перспективный маршрут. Главное преимущество СМП – серьезное сокращение времени транспортировки грузов по сравнению с южными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы. В цифрах это означает уменьшение на 40%, в днях – на 9-10, в стоимости меньше на 11,6 – 27,7%.
К Севморпути еще в 2018 году проявил интерес и Китай. Тогда же он предложил создать Полярный Шелковый путь.
После последних военно-политических событий уже без сомнения понятно, что главным партнером Китая в сотрудничестве по освоению месторождений и прокладке новых транзитных маршрутов из всех циркумполярных стран станет Россия.
Пекин очень серьезно подошел к тому, чтобы работать в Арктике. Китай – единственная неарктическая страна, которая имеет в своем арсенале три ледокола и является второй после России державой с таким количеством «северных богатырей». Для сравнения: у США – 1 ледокол.
Поднебесная уже наметила пять портов на северном побережье России, где хотела бы иметь опорные точки. Это Мурманск, Сабетта, Архангельск, Тикси и Уэлен.
Стоит еще обратить внимание, что согласно различным научным исследованиям, идет интенсивное таяние льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. Уже к 2030 году толщина льда может сильно уменьшится, а к середине столетия и вовсе прогнозируют арктическое лето безо льда. Океан станет еще более проходимым при перевозке грузов и будет проще доступ к нетронутым энергоресурсам.
Кроме Китая углублять связи с Россией в Арктике намерена Индия. По итогам 2021 года регионы Арктической зоны РФ нарастили обороты внешней торговли с индийскими партнерами до 800 млн долл.
Объединенные Арабские Эмираты тоже сотрудничают с РФ по СМП. Логистическая компания ОАЭ DP World подписала соглашение совместно с «Росатомом» эксплуатировать специализированный флот контейнеровозов только для целей Севморпути. Абу-Даби готовы и к созданию перевалочных узлов СМП.
В нынешних геополитических реалиях арктические проекты России по производству сжиженного природного газа также будут ориентироваться и на азиатский рынок. Государства Юго-Восточной Азии уже присматриваются к Арктике. Все 10 стран АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) являются растущими экономическими центрами. В сфере СПГ Бангладеш и Вьетнам являются ключевыми будущими рынками импорта для России. В 2017 году меморандум о сотрудничестве по поставкам СПГ был подписан между РФ и Бангладеш, в 2018 году – между РФ и Вьетнамом.
С такими возможностями России не могут смириться ни США, ни страны НАТО. Украинские события они теперь используют для еще большей милитаризации Арктики. Обсуждается возможность усиления военного присутствия в регионе и создание «бригад арктического типа» с высокой маневренностью. Обозначенная политика будет работать на рост конфронтации, что, в свою очередь, ставит под угрозу вопросы обеспечения коллективной безопасности Арктики.
Россия же в ответ очень надежно укрепляет безопасность северных рубежей и, что очень радует, расширяет свое присутствие через реализацию транспортно-экономических и социально-значимых проектов в Арктической зоне.
Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее