Автопарк украинской армии: от независимости до разгрома

Автопарк украинской армии: от независимости до разгрома

Введение

Одной из основ современной армии является парк автомобильной техники. Вооруженные силы Украины не были исключением. При распаде СССР они получили крупнейший автопарк, включавший технику всех основных классов и типов, способную решать массу транспортных и иных задач. В дальнейшем предпринимались попытки его обновления всеми доступными методами и средствами, давшие специфический результат.

Советское наследие

Точное количество автомобилей, доставшихся украинской армии после распада СССР, неизвестно. По разным данным, речь идет о тысячах или десятках тысяч единиц. В частях имелся полный спектр техники актуальных типов, а на базах хранения оставались массы устаревших образцов. Все это позволяло армии продолжать свою обычную будничную работу, а также давало возможность заработать на продаже излишков.

В автопарке украинской армии были представлены все категории автомобилей. Так, основой легкого класса были внедорожники УАЗ-469 в количестве сотен или тысяч штук. От Ульяновского автозавода местные части в свое время получили сотни фургонов УАЗ-452 в санитарном и транспортном исполнении.

Основу активного грузового парка составляли автомобили Кременчугского завода – КрАЗ-214/250/255/260 и т.д. Также имелись грузовики ГАЗ-66, ЗиЛ-131, Урал-4320 и несколько моделей марки «КамАЗ». Техника этих типов служила в виде грузовиков и самосвалов, а также использовалась в качестве платформ для различных специальных надстроек.

Урал-4320 в качестве артиллерийского тягача
Урал-4320 в качестве артиллерийского тягача

Остались на снабжении специальные шасси высокой грузоподъемности и проходимости. Как тягачи и база для спецтехники использовались МАЗ-537, МАЗ-543 и ЗиЛ-135.

Вместе с современными автомобилями Украине достался настоящий антиквариат в виде грузовиков ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и т.д. Впрочем, в активном автопарке присутствовал минимум такой техники, а основная ее масса оставалась на хранении и ждала списания либо продажи.

Самостоятельное развитие

Полученный автопарк вполне соответствовал требованиям и нуждам украинской армии, а в ряде случаев и превышал их. Это позволяло продолжать эксплуатацию техники в обычном режиме, используя оставшийся ресурс. Однако в двухтысячных годах начала проявляться проблема морального устаревания и физического износа. Министерству обороны пришлось принимать меры по обновлению парка за счет закупки новой техники у своих производителей и за рубежом.

Закупки за рубежом на этом этапе осуществлялись в основном в России. Так, изношенные УАЗ-469 заменялись современными УАЗ-3151. С той же целью из США было поставлено несколько десятков подержанных HMMWV. Также обновлялся парк санитарных машин – вновь за счет покупок российской техники.

"Гантрак" из советского наследия
«Гантрак» из советского наследия

В конце двухтысячных годов на снабжение армии были приняты современные модели Кременчугского автозавода – КрАЗ-6321/6322. Тогда же начались поставки такой техники, и в течение нескольких следующих лет удавалось закупать по несколько десятков машин. Позже их начали дополнять машинами КрАЗ-5233, КрАЗ-6510 и т.д.

За счет новой техники удалось частично обновить активный армейский автопарк. В основном под замену шли устаревшие грузовики «КрАЗ» более старых моделей, однако в полной мере отказаться от них не удалось. Схожим образом обстояло дело и с техникой других советских моделей. Несмотря на некоторое обновление парка, его основу все еще составляли изделия солидного возраста с частично выработанным ресурсом.

В конце двухтысячных также начали обновлять парк тяжелых тягачей-танковозов. Место старых МАЗ-537 заняли современные КрАЗ-6446. К середине следующего десятилетия удалось приобрести не более 70-80 таких машин, что лишь частично закрыло потребности армии.

Новый этап

Новый этап переоснащения автомобильных подразделений начался в 2014 г. и был связан с началом гражданской войны. Украинская армия осознала тяжесть своего положения и начала предпринимать попытки его исправления. В частности, вновь обратили внимание на закупку автомобильной техники всех требуемых типов. Впрочем, вновь проявились проблемы по линии финансирования, и развитие автопарка столкнулось с трудностями.

КрАЗ-260 с орудием на буксире
КрАЗ-260 с орудием на буксире

Продолжались закупки автомобилей, принятых на снабжение в предыдущие годы. Также заключались контракты на новые типы. К примеру, с 2016 г. осуществлялись поставки грузовиков «Богдан-5316» – локализованной версии белорусского МАЗ-6317.

Вновь уделили ограниченное внимание другим классам техники. Так, в 2016-17 гг. приобрели сотню санитарных автомобилей «Богдан-2251». Любопытно, что основой для него стал китайский внедорожник украинской сборки. При этом готовый образец вызвал нарекания технического и экономического характера.

Требуется помощь

Проблемы 2014 г. получили еще несколько характерных решений. В том же году армия, испытывая нехваток автомобилей, начала мобилизацию транспорта из народного хозяйства. Кроме того, к поиску техники подключились различные волонтерские организации. Затем Украине удалось получить зарубежную помощь в виде необходимой техники.

Как сообщалось позже, за счет мобилизации гражданского транспорта и при помощи сбора пожертвований в 2014 г. армия получила более 6 тыс. автотранспорта разных моделей и классов. В следующие годы удалось привлечь еще несколько тысяч машин. В основном это были подержанные автомобили коммерческих моделей от разных организаций. Также удалось наладить ремонт и восстановление устаревшей техники с хранения.

Американские РЛС AN/TPQ-36 на шасси HMMWV
Американские РЛС AN/TPQ-36 на шасси HMMWV

В 2015 г. начались новые поставки американских внедорожников HMMWV. Они проходили ремонт, получали то или иное оснащение, бронирование и вооружение. Также HMMWV поставлялись в качестве носителей специального оборудования, такого как контрбатарейные РЛС или станции связи.

С 2014-15 гг. регулярно заключались контракты на поставку грузовиков и шасси немецкого, французского, итальянского и иного производства. Они занимали нишу старых ГАЗ-66 и ЗиЛ-131, но полная замена такой техники исключалась ввиду недостаточного объема поставок. Импортные автомобили использовались в качестве транспорта и как носители различных систем.

Те или иные поставки зарубежной автомобильной техники всех классов продолжались в рамках иностранной помощи практически до недавнего времени. Вместе с закупками украинской техники они со временем позволили улучшить состояние активного автопарка. Впрочем, устаревшая техника советского производства вынужденно оставалась в эксплуатации, и ее замена была возможна лишь в средней или отдаленной перспективе.

В процессе демилитаризации

Точное состояние автомобильного парка украинской армии на начало этого года достоверно неизвестно. Учитывая новости последних лет, можно предполагать наличие суммарно тысяч автомобилей, пригодных к эксплуатации. В основном это грузовики, которые могут быть задействованы для перевозки живой силы и разнообразных грузов. Кроме того, известно о кустарной перестройке автомобилей в носители различных вооружений – от пикапов с пулеметами до грузовиков с зенитными установками.

Медицинская машина "Богдан-2251"
Медицинская машина «Богдан-2251»

После начала Специальной военной операции российских вооруженных сил украинская армия понесла закономерные потери, в т.ч. в автомобильной технике. По данным нашего министерства обороны, к настоящему времени было уничтожено более 600 ед. автомобильной и специальной техники.

При этом фактические потери украинской армии значительно выше. Некоторое количество автомобилей могло стать «сопутствующим уроном» при ударах по ключевым объектам военной инфраструктуры. Кроме того, украинские военные, отступая, нередко бросают годную к эксплуатации технику, в т.ч. автомобили. Некоторое количество машин взяли с боем в качестве трофеев.

Если нынешние киевские власти не согласятся на мирное решение текущих военно-политических вопросов, их армию ждут новые удары. Соответственно, будут и новые потери автомобильной техники. Еще несколько дней подобной демилитаризации могут поставить украинской военный автопарк на грань выживания – а с ним и армейскую логистику.

Разгромные итоги

Таким образом, наблюдаемая история автомобильного парка вооруженных сил Украины выглядит не самым лучшим образом – и почти не отличается от истории других структур, родов войск и т.д. Независимой Украине достались большие количества матчасти, а также научно-техническая и промышленная база для ее эксплуатации и создания новых образцов.

Станция связи на шасси Renault
Станция связи на шасси Renault

Тем не менее, независимое государство и его армия не смогли грамотно распорядиться этим ресурсом и заделом. Им не удалось сохранить автопарк требуемого размера и обеспечить его своевременное и полномасштабное обновление за счет современной техники своего и иностранного производства. Все попытки такой модернизации сталкивались с теми или иными проблемами и не давали всех желаемых результатов.

Теперь же, по вине военного и политического руководства, автопарк несет постоянные и многочисленные потери. Значительная часть техники выведена из строя, и, вероятно, такие потери продолжатся. При этом вместе с автомобилями армия теряет мобильность и логистические возможности. Остается надеяться, что в Киеве одумаются и прекратят сопротивление. И тогда у Украины останется автопарк, пригодный для последующего восстановления народного хозяйства демилитаризованной и денацифицированной страны.


Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО.  Подробнее
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Перейти к содержимому