Проходящий год смело можно назвать годом союзов. В их числе AUKUS (военный альянс США, Австралии, Великобритании), военный альянс Азербайджана и Турции. Как пресса, так и экспертное сообщество широко обсуждала эти события. К сожалению, в стороне осталось подписание президентами Казахстана и Узбекистана 6 декабря этого года Декларации о союзнических отношениях, которая станет предтечей образования еще одного союза.
Начнем по порядку. Узбекистан и Казахстан являются наиболее значимыми и крупными государствами среднеазиатского региона. Это выражается и в количестве населения, экономических возможностях, потенциале вооруженных сил. Государства граничат между собой, в результате чего произошло взаимопроникновение этносов (казахов в Узбекистане около 1 миллиона человек, узбеков в Казахстане – около 600 000 тысяч). Оба этноса являются тюркоязычными, схожесть дополняется единством преобладающей религии – исламом суннитского толка.
Идея объединения обозначенных государств родилась не сегодня. Это продолжение того, что делалось еще их предыдущими руководителями – Назарбаевым и Каримовым. В далеком 1994 году в г.Чолпон-Ата был подписан договор о создании единой экономической зоны, в которую входили Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан.
В 2001 году была создана Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС), в которую подала заявку Россия. Однако в ходе создания Евразийского экономического сообщества в 2006 году ОЦАС была ликвидирована. Но на этом попытки сблизиться между центральноазиатскими государствами не прекратились. Результатом усилий в 2013 году стало подписание Договора о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Казахстаном. С тех пор отношения между Казахстаном и Узбекистаном на высшем уровне являются очень неплохими, проблемы возникают только на «низовом» уровне.
Очередным витком развития отношений стала упомянутая в начале Декларация. Документ предусматривает двустороннее взаимодействие в политической, экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-гуманитарной областях и расширение конструктивных и доверительных контактов на высшем, высоком и других уровнях. В качестве управляющих структур предполагается учреждение Высшего Межгосударственного Совета, Совета межпарламентского сотрудничества и Совета министров иностранных дел Республики Узбекистан и Республики Казахстан.
Стоит сказать о том, что хотя декларируется обоюдное стремление к развитию взаимодействия в рамках различных международных организациях, в этом перечне отсутствует ЕАЭС. А это уже настораживает вкупе с тем, что Казахстан предлагает Узбекистану стать полноправным членом тюркоязычных институтов, как то Парламентская ассамблея тюркоязычных государств и Тюркская академия.
В эту же копилку: накануне встречи лидеров государств состоялись переговоры министров обороны. Стоит предположить, что происходило обсуждение военно-политических вопросов в рамках создаваемого союза.
Конечно, процесс интеграции займет определенное время. Однако при условии вхождения Узбекистана в ЕАЭС, создастся пара равновесных тандемов: Россия – Белоруссия и Казахстан – Узбекистан. В перспективе союз может разрастись по всей Средней Азии.
Определенными проблемами в обозначенных процессах могут стать попытки Казахстана и Узбекистана занять лидирующие позиции в союзе. При этом есть единые подходы понимании необходимости общности в социокультурной сфере. Здесь Казахстан предлагает в качестве духовно-культурного центра всей Центральной Азии Туркестан, что поддерживается Узбекистаном.
Возможно и реанимация идея Туркестана как государства. В регионе еще в средние века была сформирована уникальная сугубо внутренняя региональная идентичность. В царской России хватило мудрости учесть эту особенность региона в своей политике, когда она по совету тогдашних русских краеведов и востоковедов решила назвать созданное здесь новое административное образование Туркестанским.
В условиях равноценного сосуществования союз Узбекистана и Казахстана (назовем его Новый Туркестан) может оказаться очень прочным, поскольку соответствует интересам Китая и России.
Во-первых, оба государства обладают самыми мощными армиями в регионе. Их тандем создаст щит для защиты России от проникновения радикалов с территории Афганистана. Как бонус: если не можешь остановить процесс, возглавь его. Различные объединения стран региона неизбежны, лучше их поддержать, чем стать врагом.
Во-вторых, это создаст препоны для идеи Турции объединить тюркоязычных с Анкарой во главе. Однако и здесь Казахстан с Узбекистаном в плюсах: Турция может предложить странам инвестиции, технологии и свои морские порты, получив взамен доступ к рынкам региона (более 70 млн человек), а также к каспийской энергетической игре.
В-третьих: у Узбекистана есть значительный людской ресурс, у Казахстана – вся таблица Менделеева, прямые контакты с Россией и Китаем.
Для нас союз Узбекистана и Казахстана может быть важен – при учете интересов России. В этой связи крайне необходимо подобрать те инструменты, которые позволят нам эффективно и взаимовыгодно сосуществовать. Приходит время, когда наши страны либо войдут в число процветающих государств, либо окончательно закуклятся в своих внутренних проблемах, оставшись сырьевой базой более развитых государств. Но наши общие цели нельзя достичь в одиночку, в условиях нарастающей глобализации это возможно только на основе исторической, культурно-цивилизационной общности. И наилучшего партнера, чем страны Центральной Азии нам не найти. При этом как России, так и формирующемуся союзу Узбекистана и Казахстана важно извлечь правильные уроки и не повторять ошибок, допущенных в прошлом.
Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее