14 ноября 1941 года после неоднократного подрыва на морских минах у острова Кери в Балтийском море затонула подводная лодка Л-2 «Сталинец». Хотя по сведениям, полученным в финских военных архивах, это могло произойти и на день позже.
Л-2 была заложена еще в 1929 году как минный заградитель второй серии подлодок типа «Л». Первоначально лодка называлась «Марксист», а в 1932 году была переименована в «Сталинец». Это был подводный дизель-электрический корабль с экипажем, состоявшим из 54 человек. На вооружении имел две пушки (100 и 45 мм), 6 торпедных аппаратов с запасом в 12 торпед, а также два минных аппарата с запасом в 20 морских мин.
В 1941 году командиром лодки был капитан-лейтенант Александр Чебанов. Начало Великой Отечественной войны Л-2 встретила в ремонтном доке, снова в строй она вошла 6 сентября и была зачислена во 2-ой дивизион подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. В первый и, как потом выяснилось, последний боевой поход «Сталинец» вышел 13 ноября 1941 года.
Лодка шла в составе 4-го конвоя, двигавшегося на Ханко и состоявшего из эсминцев «Гордый» и «Суровый», минного заградителя «Урал», морского охотника МО-301, трех тральщиков и 6 катеров. Конкретной задачей Л-2 являлась установка мин в Данцигской бухте.
Однако до цели конвой не дошел: подойдя к острову Кери, советские корабли стали подрываться на минах, установленных там заранее немецким минным заградителем «Кайзер». В ночь с 13 на 14 ноября подорвались оба эсминца, один тральщик и морской охотник. «Сталинец» тоже нарвался на мину, прогремел взрыв. Однако лодка не затонула, а экипаж начал устранять повреждения.
Дул сильный ветер и обездвиженная лодка легла в дрейф. Вскоре ее снесло еще на одну мину. Новый взрыв, но лодка опять осталась на плаву. В один из этих моментов близко от нее прошел так же сильно поврежденный эсминец «Суровый». Трое членов команды — радист Квасков, моторист Щербина и электрик Бойков сумели перебраться на корабль. Когда «Суровый» начал тонуть, другое советское судно сняло с него экипаж, включая троих спасшихся с Л-2.
О дальнейшей судьбе «Сталинца» недавно стало известно из финских источников. Оказалось, что в ту ночь лодка не погибла, как это считалось вплоть до последнего времени. Днем 14 ноября финский самолет-разведчик обнаружил Л-2, дрейфующую в сторону полуострова Юминда. Финские летчики сообщили об этом в штаб ВМС Финляндии, и там приняли решение отправить несколько канонерок для захвата лодки. Но они дошли до края морского минного поля и не рискнули двигаться дальше. Вечером еще один финский самолет-разведчик облетел Л-2 для фотографирования. Причем с лодки по самолету открыли огонь из 45-миллиметрового орудия.
15 ноября лодку уже не смогли найти — ни корабельным, ни воздушным поиском. Предполагается, что ее снесло на цепь минных заграждений «Юминда» и только после этого она погибла.
В 2006 году Л-2 «Сталинец» была обнаружена на глубине 87 метров эстонскими аквалангистами. Однако поначалу решили, что это подлодка типа «Щ». В ходе последовавших одна за другой финских, российских, а также совместных подводных экспедиций, было точно установлено, что это «Сталинец».
В момент гибели на борту лодки находились 50 человек. В их числе — поэт-маринист Алексей Лебедев.
Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее