Ливанская Республика – несостоявшаяся «Швейцария Ближнего Востока»

Ливанская Республика – несостоявшаяся «Швейцария Ближнего Востока»

Ливанская Республика – государство, ныне ассоциирующееся в массовом сознании с политической нестабильностью и социальными кризисами. Этот образ часто дополняется верой в утраченную «Швейцарию Ближнего Востока», которой Ливан будто бы являлся, пока не погряз в конфликтах, приведших государство к грани полного краха. Такое восприятие истории Ливана достаточно правдиво, но, конечно же, чрезвычайно упрощено. Зачастую, люди склонны называть причиной упадка государства именно этнорелигиозный экстремизм, спровоцировавший жестокую гражданскую войну, и с этим также трудно поспорить. Тем не менее, причины возникновения и развития этого самого экстремизма почти всегда игнорируются, тогда как при более углублённом изучении вопроса становится очевидно, что ближневосточная Швейцария была обречена на становление очагом неразрешимого конфликта с самого начала своего существования.

Довоенный Ливан действительно демонстрировал определённые успехи в экономике. Он привлекал иностранные инвестиции и служил довольно популярной оффшорной зоной, западные компании нередко размещали свои региональные офисы именно в этой стране, а заснеженные горные хребты – отличный рекреационный ресурс – обеспечивали возможность развития туризма. Сравнение со Швейцарией напрашивается само собой. К сожалению, Ливан был также и местом назревающей социальной катастрофы, которая была во многом предопределена западным империализмом. Будущая война имела много причин, чтобы начаться, однако в рамках данной статьи будет рассмотрена лишь самая очевидная и значимая из них.

Прежде всего, стоит держать в уме следующее: Ливан – искусственное государственное образование, продукт раздела Ближнего Востока между Британией и Францией и другими европейскими державами в соответствии с соглашением Сайкса-Пико, подписанным 16 мая 1916 года. Данный договор разделил сирийский историко-культурный регион, называемый арабами «Аш-Шам», на множество подмандатных образований. Так Ливан, маленькая территория, на просторах которой проживают представители восемнадцати официально признанных конфессий, оказался под французским владычеством. Само собой, при наличии такого огромного числа религиозных течений (а также при условии, что именно религиозная идентичность зачастую является наиболее значимой в ближневосточных обществах) возникает потребность в представлении их последователей в органах государственного управления. Так и появился принцип ливанского конфессионализма, призванный обеспечить защиту прав всех проживающих на территории страны христиан и мусульман и не допустить политического неравенства. Конфессионализм был закреплён в первой конституции Ливана, принятой в 1926 году, притом как исключительно временная мера. Тем не менее, в следующие десятилетия этот принцип лишь набирал вес в ливанском обществе: после получения страной независимости в 1943 году в силу вошёл так называемый «Национальный пакт», предусматривавший закрепление поста премьер-министра за суннитом, поста председателя Национальной Ассамблеи (парламента государства) за шиитом, а должность президента страны – за христианином-маронитом. Также имели место и другие договорённости вроде установления квот на присутствие в парламенте тех или иных религиозных групп, запрета на призывы к иностранному вмешательству и отказа от стремления к слиянию с другими государствами, но все эти положения показали себя нежизнеспособными в ходе гражданской войны.

Уязвимость такой системы в долгосрочной перспективе заключалась в демографическом сдвиге, делавшем с течением времени предусмотренные квоты всё менее и менее справедливыми. На момент вступления французского мандата в силу большую часть населения составляли христиане, однако их доля начала сокращаться с первой половины тех же 1920-х годов. Причин тому было несколько. Во-первых, своё влияние оказывало сближение Ливана с западными странами, облегчившее миграцию. Кроме того, христиане были в большинстве своём более благополучными в финансовом отношении обитателями урбанизированных районов и тяготели к так называемому «городскому» типу воспроизводства населения с малым приростом. Похожая ситуация, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдалась и среди мусульман-суннитов. В то же самое время шиитское население, традиционно являвшееся наименее защищённой прослойкой и массово проживавшее в сельских районах юга страны, увеличивало свою долю. Материальное неравенство и проявления бытового шовинизма с разных сторон также подливали масла в огонь, пока ещё не разросшийся до масштабов всеобъемлющего пожара. Пожар этот разгорался постепенно: не следует считать, будто ближневосточная Швейцария стала ареной столкновения множества внутренних политических организаций и их зарубежных союзников в одночасье. Политическая и религиозная напряжённость неоднократно провоцировали опасные ситуации, такие как Ливанский кризис 1958 года. Это событие является лишь наиболее масштабным и памятным обострением внутриполитической обстановки: на деле их было куда как больше, и все они служат горьким прологом к истории трагедии, развернувшейся в 1975 году.

Ливан был создан искусственно, но, конечно, не был вырван из хода истории Ближнего Востока. Необычайно пёстрое для такой маленькой территории население состояло из множества групп, каждая из которых имела свой взгляд на происходящее в регионе. Арабо-израильский конфликт, Исламская Революция в Иране, её последствия и многие другие события отзывались на территории Ливана, лишённого крепкой и стабильной власти, вспышками насилия. Европейские державы, освободившие Аш-Шам из-под османского владычества, не пожелали видеть эту область под управлением государства, способного объединить арабов в единую нацию. Они предпочли разделить регион, привнеся иллюзорное равновесие, и оборвать имеющиеся культурные связи и исторические линии, которые так и не были забыты арабами, независимо от их взглядов и вероисповедания. Разделённые арабы по сей день пытаются восстановить их, и каждая группа действует согласно своим убеждениям, вступая в противостояние с собственными соплеменниками, и печальная история Ливана – лишь одно из последствий этой исторической катастрофы, свершившейся 16 мая 1916 года. В 2014 в Сети появилось видео, на котором были запечатлены боевики запрещённого в РФ Исламского Государства, проводящие демонтаж пограничной инфраструктуры между Ираком и Сирией. «Мы уничтожаем Сайкс-Пико» – говорили террористы на камеру. В самом деле, за последние сто лет европейские державы сделали всё, чтобы радикализировать ближневосточное население.

Тем временем, история гражданской войны в Ливане всё ещё не завершена. Массовые протесты 2021 года, как и ход предыдущих «мирных» двадцати лет, наглядно показывают, что поляризовавшееся, разделившееся на два крупных политических блока – прозападную Коалицию 14 марта и антизападную Коалицию 8 марта, – ливанское общество находится в состоянии замороженного конфликта, который ещё может напомнить о себе жесточайшим образом.


МОО «Союз ветеранов спецназа ГРУ» им. Героя РФ Шектаева Д. А. и РО ДОСААФ России Свердловской области объявляют набор!


✅ Заключите контракт на военную службу в одну из сильнейших армий мира — Армию России!
✅ Получайте одну из самых высоких выплат от 3 100 000 рублей, это значительно больше по сравнению с другими регионами.
✅ Ежемесячные выплаты от  210 000 рублей.
✅ Предоставляем полный спектр услуг: трансфер, жильё, медосмотр в пункте отбора (военкомате)
Узнать подробности и подать заявку можно здесь:
 
Оставить заявку
Присоединяйся к нашей команде профессионалов и защищай страну вместе с нами!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Перейти к содержимому