Неформальные практики государственной политики республики Казахстан

Неформальные практики государственной политики республики Казахстан

Президент Касым-Жомарт Токаев 11.01.22 года анонсировал создание нового общественного фонда с громким названием «Қазақстан халқына».

Токаев предложил разбогатевшим при его предшественнике компаниям и бизнесменам (перечень спонсоров должно составить правительство) раскошелиться в новый общественный фонд «Народу Казахстана». Который, как подчеркнул президент, специально создан по его распоряжению для решения проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки населения.

И здесь хотелось бы задаться вопросом, а какова роль государства в решении указанных проблем, как формируется государственная политика для удовлетворения обозначенных Токаевым общественных запросов населения.

Известно, что государство — это высшая форма политической организации общества, функциональное назначение которого сводится к реализации различных направлений общественной жизни. Основными из них являются обеспечение национальной безопасности и решение социально-экономических вопросов, в частности образования и здравоохранения.

Государственная политика прежде всего это вид управленческой деятельности органов государственной власти исходя из установленных политических целей и задач.

Соответственно логические рассуждения нам подсказывают, что именно государственная политика должна обеспечивать национальную безопасность и социально-экономические потребности населения, а формой реализации этой политики является деятельность властных институтов (органов государственной власти и управления).

В случае с Казахстаном институт Президента показал эффективность своей деятельности. В условиях недавних январских событий президент Токаев качественно реализовал свои полномочия, обеспечив национальную безопасность страны, при этом проявил волю и решимость, и тем самым обозначил силу государственной власти, а также возможности проводимой им государственной политики.

Тогда почему для решения социально-экономических вопросов Токаев обратился к бизнесу и создал очередной внебюджетный фонд.

На этот вопрос можно найти ответ из повестки встречи Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с представителями того самого крупного казахстанского бизнеса, которая состоялась 21 января 2022 года.

Тогда он определил ряд принципов, которые, по его мнению, помогут лечь в основу Нового экономического курса Казахстана.

Дадим их краткое содержание:

Первый принцип, по его мнению, это неприкосновенность частной собственности. Гарантом в этом вопросе должен стать прозрачный и справедливый суд, где — важнейший вопрос – обновление судебной системы.

Второй принцип Нового экономического курса – это инвестиционный климат. В его рамках Президент обратился к бизнесменам с призывом вкладывать капитал в свою страну.

При этом, по словам Токаева работа планируется вестись по двум направлениям – стимулирование возврата капитала в страну, а также постановка барьеров для оттока финансов в офшоры.

Третий принцип, названный в речи Президента, – честная конкуренция.

Здесь Токаев в первую очередь предлагает провести анализ искусственно созданных монополий, ликвидировать многочисленные посреднические цепочки, искусственно созданные на рынках, проводить жесткую политику по деолигополизации экономики.

В четвёртом принципе сказано о прозрачности налоговых отчислений, необходимости наведения порядка с налогами и отчетностью крупных предприятий.

Говоря об эффективной налоговой политике, Касым-Жомарт Токаев указал на то, что по итогам 2020 года доходы государственного бюджета составили 34,6 млрд. долларов (14,6 трлн. тенге) или 20 % ВВП, что явно недостаточно для решения важнейших государственных задач, учитывая, что доходы госбюджета от налоговых поступлений у соседних Евразийских государств значительно выше, у Украины – 40 % ВВП, России – 35,4 %, Кыргызстана – 31 %. Подобная ситуация, по мнению Президента, требует формирование новой налоговой политики. Политики без «подводных камней» и отраслевого фаворитизма, честная и понятная как бизнесу, так и Правительству.

Важнейшим пятым принципом президент обозначил прозрачность принимаемых государственных решений. Здесь Касым-Жомарт Токаев обратился к теме реформирования закупок.

По его словам: государственные закупки – это огромный экономический ресурс, которым надо пользоваться правильно, а с этим в республике Казахстан большие проблемы. Все еще велика доля закупок неконкурентными способами, процветает кулуарность, непрозрачность, завышенные цены и с этими фактами необходимо срочно разобраться. Как заявил Президент формула «Платон мне друг, но истина дороже» имеет целевое значение.

Шестой принцип — это снижение участия государства в экономике.
А для этого, по словам президента необходимо реформировать квазигосударственный сектор, который на сегодняшний день составляет около 6,5 тысячи организаций. Устранить административные барьеры для плодотворной деятельности предпринимателей и частного бизнеса.

Таким образом, обозначенные Президентом шесть принципов это шесть отраслевых государственных политик. Для их реализации необходима плодотворная система государственного управления, интегрированная в высшем органе исполнительной власти Республики Казахстан, а именно в Правительстве Республики Казахстан.

Насколько эффективно работает Правительство Казахстана мы можем судить по экономическим показателям и социальной обеспеченности населения. Даже исходя из данных этого доклада можно констатировать, что Правительство не может организовать и отрегулировать механизм налоговых отчислений, государственных закупок, создать благоприятный инвестиционный климат, обеспечить достойный уровень жизни населения.

На сегодняшний день в республике Казахстан явный дисбаланс и очевидная проблема справедливости распределения национального дохода. По данным международных экспертов (в частности, KPMG) всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. В то время как у половины населения ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге! Это чуть больше 1300 долларов в год. На такие деньги прожить практически невозможно. Диссонанс между декларируемой социально-экономической повесткой и фактическим положением дел набрал критическую массу. В итоге усиление влияния ограниченных элитных групп и снижение доходов большинства населения может стать серьезной угрозой национальной безопасности, привести к экономическому, социальному, а затем и к политическому расколу общества.

Отсюда и встаёт очевидная проблема перед Президентом. Опора власти это поддержка народа и эффективная государственная политика. Трагические события в январе 2022 года показали, что социально-экономические вопросы необходимо решить быстро, качественно и своевременно.

Цель президентом сформирована – новый экономический курс (глубинная трансформация общественного уклада).

Задачи установлены:

  • Честная конкуренция;
  • Прозрачность принимаемых решений;
  • Предсказуемость государственной политики;
  • Налоговая честность бизнеса;
  • Социальная ответственность предпринимателей.

Сам президент обладает политической волей и способностями принимать государственные решения.

Но исполнительная власть (основной государственный орган Правительство Республики Казахстан) погрязла в коррупционных схемах и удовлетворения клановых интересов (это отдельная тема). Раскрутить этот заржавевший маховик крайне сложно и требует времени. По словам Токаева, предстоит долгая и кропотливая работа, как по изменению структуры правительства, так и совершенствованию государственной политики.

В таких условиях вполне логично решение Токаева сделать ставку на неформальные практики и подключить к решению социально-экономических вопросов структуры крупного бизнеса республики. Президент планирует привлечь национальную буржуазию к самому активному участию в трансформации социально-экономической модели страны. Он предлагает от имени государства в ответ на инвестиции в средства производства, создание качественных рабочих мест и рост экспортного потенциала, повысить гарантии защиты частной собственности, обеспечить стабильность и предсказуемость государственного регулирования, защитить конкуренцию от вмешательства административного ресурса, коррупции и фаворитизма.

Поэтому и были выбраны соответствующие инструменты реализации национальных инициатив Президента Казахстана, которые по своей сути тоже являются неформальными. Это создание совета отечественных предпринимателей при Правительстве, формирование проектных групп с участием представителей бизнеса по каждому направлению социально-экономических реформ, создание внебюджетного фонда «Народу Казахстана».

Здесь стоит напомнить, что в Казахстане власти давно и «эффективно» работают с благотворительными фондами. При каждом областном акимате имеются подобного рода структуры, в которые аккумулируются ежегодные платежи компаний-природопользователей в рамках так называемых социальных меморандумов. Куда потом из этих фондов уходят деньги, на какие проекты и какая от них польза жителям регионов – это уже отдельная история.

Имеется в Казахстане и знаменитый Национальный фонд, которому уже 21 год, и он тоже создавался как финансовая кубышка для будущих поколений. Сегодня, если верить официальным данным, размер его активов составляет 58 млрд. долларов. Но, где эти активы находятся, на каких счетах, в каких юрисдикциях, на каких условиях – об этом широкая публика в Казахстане не знает.

Есть еще частные общественные фонды, принадлежащие Нурсултану Назарбаеву (фонд Первого президента), его бывшей жене Саре Назарбаевой (фонд «Бобек»), куда также перечислялись спонсорские пожертвования от крупного бизнеса.

Есть и совсем свежие примеры. Весной 2021 года для борьбы с коронавирусом и его последствиями по инициативе Назарбаева был создан фонд Birgemiz, куда, если верить сайту этой организации, было перечислено почти 34 млрд. тенге (и все они были потрачены исключительно на помощь людям).

Тем не менее в сложившейся политической ситуации создание фонда «Народу Казахстана» это более быстрое и простое государственное решение, которое позволяет Президенту сверх мер государственной поддержки выполнять задачи по оказанию благотворительной помощи населению Казахстана в сферах здравоохранения, образования, социальных услуг, культуры и спорта.

Вопрос заключается только в том, насколько эффективна будет работа нового общественного фонда.

И здесь может сказаться социальная и политическая ответственность крупного бизнеса.

Идея социальной справедливости, предложенная Президентом, и горячо поддержанная народом Казахстана не особо актуальна для частного капитала, поэтому её реализация, несмотря на общественный характер фонда, будет всецело зависеть от личного авторитета Президента Казахстана, его субъективных морально-волевых и нравственных качеств.

Такова специфика политического режима республики Казахстан.


Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО.  Подробнее
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Перейти к содержимому