Узбекистан занимает все более активную позицию на постсоветском пространстве в Центральной Азии.
Увеличивается количество совместных проектов с другими республиками региона в военной, в экономической и социально-культурной сферах.
Одна из недавних инициатив Ташкента – подача заявки на членство в Евразийском банке развития (ЕАБР). Об этом на II Евразийском конгрессе заявил вице-премьер Узбекистана Джамшид Кучкаров.
Согласование вступления с акционерами находится на продвинутой стадии, об этом сообщил председатель правления ЕАБР Н.Подгузов.
«Впервые с 2011 г. ЕАБР ждет расширение за счет такого уважаемого и мощного акционера как Узбекистан», — подчеркнул глава Банка.
Так же он отметил, что процесс вхождения в состав стран-акционеров может быть завершен в 2022 г.
Евразийский банк создан в 2006 г. по инициативе президентов России и Казахстана. В 2009 г. к структуре присоединились Армения и Таджикистан, в 2010 г. – Беларусь, а в 2011 г. – Кыргызстан. Штаб-квартира Банка находится в Алматы (Казахстан). Уставной капитал составляет 7 млрд долл. Доли стран-участниц в нем распределены следующим образом:
- Российская Федерация – 65,97%;
- Республика Казахстан – 32,99%;
- Республика Беларусь — 0,99%;
- Республика Таджикистан – 0,03%;
- Республика Армения – 0,01%;
- Кыргызстан – 0,01%.
В Узбекистане наблюдается высокий рост экономики, но доходы населения остаются гораздо ниже, чем в других странах ЕАЭС. Одна из причин состоит в том, что сектора узбекской экономики пока еще имеют низкую производительность, а увеличению ее препятствует недостаток инвестиций, технологий и отсутствие развитой инфраструктуры. Вступление Узбекистана в ЕАБР поможет решить эти вопросы и реализовать крупные проекты в промышленной и аграрной сферах, построить инфраструктуру.
Увеличение числа членов Евразийского банка важны для реализации трансграничных проектов. Об этом еще в 2020 году заявил советник председателя правления ЕАБР Г.Марченко выступая на первом Евразийском конгрессе.
«Выстраивать большие трансграничные кооперационные проекты в странах Центральной Азии без участия Узбекистана чисто технически будет сложно», — сказал он.
Помимо лежащих на поверхности экономических выгод от взаимного сотрудничества – затрагивается еще одна очень важная тема: растущая конкурентоспособность Узбекистана по отношению к Казахстану.
Соперничество между этими двумя странами было и в Советское время, но после распада Союза оно усилилось. Экономики двух стран были примерно одинаковы, а Назарбаев и Каримов боролись за неофициальное лидерство в регионе. Но затем Узбекистан стал придерживаться «закрытой» политики и перессорился со своими соседями. Казахстан же наоборот работал по «многовекторной» системе, привлекая инвестиции из-за рубежа. После смерти Каримова осенью 2016 года, валовой внутренний продукт Узбекистана, по оценке Всемирного банка, составлял чуть более 6 тыс.долл.; тот же показатель в Казахстане был – около 25 тыс.долл.
С приходом к власти в Узбекистане Ш.Мирзиёева внешняя политика республики изменилась. В первую очередь были восстановлены добрососедские отношения с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Отменены выездные визы. В республике были созданы семь специальных экономических зон, с налоговыми льготами для инвесторов. Внутри страны проведено несколько реформ, которые больше затрагивали экономические вопросы, чем политические.
Узбекистана существенно активизировал связи с крупными международными игроками: Россией, Китаем, Евросоюзом, США, Турцией. Ташкент состоит в различных международных организациях, исключая присоединение к военно-политическим блокам и альянсам. Но при этом участвует в различных совместных военных учениях с другими странами.
В последние 2 года сотрудничество с Россией вышло на очень высокий уровень. Совместная проектная деятельность впечатляет. Как заявил российским журналистам вице-премьер Узбекистана Сардор Умурзаков в разработке проектного офиса находится большое количество программ на сумму 9 млрд.долл.
В 2022 году госкорпорация «Росатом» в районе озера Тузкан приступит к строительству атомной станции мощностью 2,4 ГВт с возможным последующим увеличением до 4,8 ГВт.
Кроме того, между двумя странами достигнута договоренность о том, что Узбекистан будет использовать российские земли для выращивания сельхозкультур. Сначала в аренду выделят 35 тыс. гектаров с перспективой расширения.
Еще один пилотный проект утвердило российское правительство с участием Минстроя, Минтруда, Минздрава, Минобрнауки, Роспотребнадзора, МВД и МЧС по привлечению в Россию иностранных рабочих. В рамках его в страну приедут 10 тыс. строителей из Узбекистана.
В течение двух лет Узбекистан рассчитывает перевести все нерусскоязычные школы на обучение русскому языку по учебникам, созданным совместно со специалистами из РФ.
Взаимное сотрудничество теперь продолжится и через общее членство в Евразийском банке развития.
Кроме того, в конце 2020 года Узбекистан получил статус страны-наблюдателя при ЕАЭС.
Динамика сотрудничества Ташкента с Нур-Султаном тоже ускорилась. После вступления в должность, первый визит куда отправился Ш.Мирзиёев был Казахстан.
Начиная с 2017 года по 2020 гг. товарооборот между двумя странами вырос с 1,9 млрд долл. до 3,16 млрд долл. Инвестиционное сотрудничество растет очень высокими темпами. Количество производств с казахским капиталом увеличилось с 510 до 1056 предприятий.
Предпринимаемые президентом Узбекистана усилия по экономическому сотрудничеству, проводимые реформы, желание вести диалоги с разными участниками мирового сообщества, в случае сохранения набранного темпа — позволяют предположить, что Узбекистан в ближайшем будущем может усилить свои позиции и побороться с Казахстаном за звание неофициального лидера Центральной Азии. Тем более, что и сам Нур-Султан косвенно этому способствует. Дело в том, что в последнее время Казахстан понемногу отдаляется от России. Латинизация казахского языка, переименование русских топонимических названий, разбавление русских поселений на севере Казаxстана переселенцами с юга республики, укрепление и переоборудование общей с Россией границы, манипуляции с историческими фактами, атаки националистов.
Это последние темы, которые с пугающей периодичностью появляются в новостных лентах. В экономической сфере пока все остается на высоком уровне. Но пример с Украиной очень показателен — как в таких случаях развивается ситуация. После того как идеологическое противостояние берет верх, экономика достаточно резко сходит на нет.
Политика Узбекистана может стать отрезвляющим фактором для Казахстана. В случае дальнейшего отдаления от России, Казахстан уступит свои политические и экономические позиции, на которые уже есть претендент.
Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее