Флот Украины. Восстановлению не подлежит

Флот Украины. Восстановлению не подлежит

Военно-морские силы оказались киевскому режиму не только не по карману, но и не по уму. ВМСУ сгубили жадность, бесхозяйственность и административная глупость.

И крейсер в нагрузку

В результате удара ВКС России в порту Одесса был уничтожен средний десантный корабль ВМСУ «Юрий Олефиренко». Это была последняя гордость Киева, теперь уже растерявшего все свои корабли, хотя Украине в наследство от Советского Союза досталась почти половина Черноморского флота.

После раздела ЧФ Киев получил 137 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, а также самолёты и вертолёты морской авиации, вооружение и военную технику береговых войск, командные пункты, объекты тыла, судоремонтные заводы и прочее. Параметры раздела закрепило соглашение от 28 мая 1997 года, и то, что Черноморский флот, разделённый между двумя тогда ещё братскими республиками, оставался в Севастополе, было, пожалуй, самым главным в этой грустной истории.

Фрегат «Гетман Сагайдачный» затоплен экипажем в Николаеве.
Фрегат «Гетман Сагайдачный» затоплен экипажем в Николаеве.

Иметь военно-морские силы — это дорого, что всем хорошо известно. Как говорил сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль, «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер…». Сильный флот строится там, где есть сильная экономика и национальные интересы в Мировом океане. Если экономики нет, то нет ни интересов, ни флота. Может быть и так, что национальные интересы есть, но нет соответствующих амбиций. Яркий пример — Исландия с населением чуть более 300 тысяч человек, которая входит в НАТО, но вооружённых сил не имеет. Вступление страны в альянс в 1949 году скорее было продиктовано только тем, чтобы отстали и не трогали, как случилось во Вторую мировую войну. Сегодня исландцам никто не угрожает, они живут тихо, мирно и спокойно и участвуют только в тресковых войнах, как, например, с Великобританией в середине 1970-х.

Или такое же островное, но при этом нейтральное, государство Мальта, расположенное в центральной части Средиземного моря. Мальтийские вооружённые силы имеют воздушный, сухопутный и морской компоненты (численность около 2000 человек), предназначенные исключительно для самообороны, так как регион Средиземного моря всё-таки нельзя отнести к спокойным. И вообще в континентальной Европе быть нейтральным сложно. Но можно. Примеры — сухопутные Швейцария и Австрия. Но у Киева были либо непомерные амбиции, либо…

«А шоб було!»

Приняв на бюджет часть ЧФ и «приватизировав» недостроенные корабли, Украина пошла своим тернистым путём. Начали с продажи в 1998 году Китаю авианесущего крейсера «Варяг». Корабль находился на верфи в Николаеве. Его постройка по проекту 1143.5, начатая в 1985 году, через семь лет была прекращена. По опыту ухода с Чёрного моря первого корабля этого проекта «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», было понятно, что «Варяг» нам не отдадут. Да и экономическое положение в новой России тоже не отличалось в лучшую сторону. В Китае крейсер был достроен как авианосец и 25 сентября 2012 года вошёл в состав ВМС НОАК под именем «Ляонин». В общем, судьба у корабля состоялась, хоть и не под нашим флагом.

Ещё один «недострой», ракетный крейсер проекта 1164, получил имя «Украина». Его строительство началось в 1984 году для ВМФ СССР под именем «Адмирал Флота Лобов». 1 октября 1993 года при 75%-ной готовности корабль перешёл в собственность Украины.

Ржавая «Украина» у достроечной стенки завода в Николаеве.
Ржавая «Украина» у достроечной стенки завода в Николаеве.

Киев пытался достроить крейсер в качестве флагмана своего флота, довёл его до готовности в 95% и даже трижды формировал экипаж, но бюджет страны такие расходы не потянул. По одной из версий, попытка продать «Украину» тому же Китаю натолкнулась на сопротивление США — допустить усиление ВМС НОАК не входило в их планы. Так и осталась «Украина» ржаветь у достроечной стенки завода.

Ещё несколько кораблей, стоявших на стапелях в различной степени постройки, включая атомный авианосец «Ульяновск», разобрали на металл для продажи.

Ради объективности стоит указать, что Киевом всё-таки были достроены четыре корабля: корабль управления «Славутич» (1992 год) на Черноморском судостроительном заводе, фрегат «Гетман Сагайдачный» по проекту 11351 на Керченском судостроительном заводе «Залив» (1993 год), корветы «Луцк» (1994 год) и «Тернополь» (2002 год) по проекту 1124МУ на заводе «Ленинская кузница» в Киеве. Из погранслужбы в состав ВМСУ были переданы корветы проекта 1124П «Винница» и «Чернигов».

Морская авиация и береговые войска были поделены в пропорции 50:50. Но если техника береговых войск сохранялась, как не требующая больших вложений, то с самолётами дело обстояло иначе. Украине досталось 158 единиц авиационной техники, в том числе: по двадцать Ту-22М3 и Су-17М3, противолодочные Бе-12 (десять), вертолёты — Ка-25 (восемнадцать), Ми-14 (двадцать), двенадцать Ми-8. Однако из переданной боевой авиации к 2009 году в ВВС Украины осталось только четыре Бе-12 и столько же Ми-14. Как говорится — «ни себе, ни людям»…

К моменту окончательного раздела Черноморского флота состояние корабельного боевого ядра ВМС Украины из-за отсутствия финансирования уже было печальным. Из семи кораблей 2 ранга (дальней морской зоны) эксплуатировать дальше можно было не более двух, остальные требовали ремонта. Из пятнадцати кораблей 3 ранга (ближней морской зоны) и девяти катеров (четыре артиллерийских передали Морской охране) эксплуатировать можно было лишь половину. Не нашлось места даже первому «самостийному» сторожевику СКР-112, бежавшему из пункта базирования Новоозёрное (Донузлав) в Одессу 21 июля 1992 года в надежде первым поднять флаг ВМСУ, которых тогда ещё не существовало. Как бы там ни было, на корабле спустили флаг ВМФ СССР и подняли государственный флаг Украины. Но ни чествование экипажа угонщиков, ни просьба о переименовании в «Атаман Сидор Белый» — ничего не спасло мятежное плавсредство.

Сторожевой корабль проекта 159А Черноморского флота ВМФ СССР СКР-112.
Сторожевой корабль проекта 159А Черноморского флота ВМФ СССР СКР-112.

В общем, вторым крейсером «Авророй» «Атаману Сидору Белому» стать не удалось — попал не в те руки. И уже в августе 1993 года СКР отправили на демонтаж с последующим исключением из списков и выводом в отстой.

Несостоятельность самостоятельности

С самого начала было понятно, что содержание флота для «самостийной» Украины — дорогое удовольствие. Незавидная участь ждала три сторожевых корабля проекта 1135, так и не вышедших на морские просторы: «Безукоризненный» в 2001 году разделали на металл, «Беззаветный» (известен тараном американского ракетного крейсера «Йорктаун» в 1988 году) затоплен в мае 2005 года, «Разительный» в 2005 году продан Турции в качестве мишени. В общем, тоже незавидная судьба. Не дожили до 2014 года и четыре малых противолодочных корабля (в ВМСУ корветы «Херсон», «Сумы», «Ужгород» и «Чернигов»), оба базовых тральщика («Мариуполь» и «Мелитополь»), три малых десантных корабля на воздушной подушке и пять ракетных катеров из семи. Не смогли украинцы ввести в боеготовый состав и свою единственную подводную лодку «Запорожье». А для восполнения боевого состава в 1998 году на два рейдовых катера типа «Ярославец» были установлены пулемётно-тумбовые двуствольные установки ТУ-2М-1 калибра 12,7 мм и введены артиллерийские катера АК-01 «Ровно» и АК-02. Но это совсем не крейсера и даже не сторожевые корабли.

В итоге, из 31 боевого корабля, взятого «на грудь», к концу 2013 года на Украине осталось семнадцать, а после воссоединения Крыма с Россией — десять. И не потому, что Москва что-то уничтожила или присвоила, всё гораздо прозаичнее. В ходе Крымской весны 2014 года из взятых под контроль России боевых кораблей ВМСУ Киев забрал только два — средний десантный корабль «Кировоград» (будущий «Юрий Олефиренко») и корвет «Винница», остальные оказались ВМСУ в тягость.

В результате у Киева осталось всего 10 боевых единиц: «Гетман Сагайдачный», «Винница» (списан в 2021 году), «Кировоград», рейдовый тральщик «Геническ», патрульный катер «Прилуки», десантный катер «Сватово», артиллерийские катера «Скадовск» и «Ярославцы» АК-01, АК-02 и АК-03 (переоборудовали в 2014 году). К слову, «Гетман Сагайдачный» в это время находился на боевой службе вдали от крымских берегов и возвращался уже в Одессу. Вот так, без войны и без славы самостийная Украина, присоединившись к Совету североатлантического сотрудничества (1992 год), «Партнёрству ради мира» (1994 год) и «Индивидуальному плану партнёрства с НАТО» (2002 год), растеряла почти 70% боевых кораблей.

 Динамика изменения боевого состава ВМС Украины.
Динамика изменения боевого состава ВМС Украины.

К 2014 году Киев растерял не только свой флот, но и предприятия, на которых он мог бы создаваться. Завод имени 61 коммунара, специализировавшийся на кораблях 1 ранга (океанской зоны), смог построить в 2005-2007 гг. четыре 89-метровых универсальных сухогруза для испанской компании Factoria Naval de marin, а с осени 2014 года перешёл на выпуск переносных печек-буржуек.

Черноморский судостроительный завод, строивший линкоры и авианесущие корабли, имел более счастливую, но недолгую судьбу. Сначала занимался строительством танкеров для Греции (1993-2002 гг.), а с 2003 года был исключён из списка стратегических предприятий и сдавал в аренду свои площади для ремонта судов другим организациям. В итоге к 2018 году два судостроительных гиганта в Николаеве были объявлены банкротами и выставлены на торги.

Ещё один судостроительный завод — «Океан», занимавшийся гражданскими заказами, с 2000 года менял хозяев, как переходящий вымпел — от нидерландского судостроительного концерна Damen Shipyards Group до норвежской компании Vadan Yards Gruppe AS. И в декабре 2018 года был продан в очередной раз.

Керченский судостроительный завод «Залив» (строил сторожевые корабли проектов 1135 для ВМФ и морских частей погранвойск СССР) стал заниматься производством корпусов гражданских судов без оборудования по заказам Норвегии и Нидерландов. Феодосийский судостроительный завод «Море», строивший в интересах ВМФ СССР малые десантные корабли на воздушной подушке (мдквп) «Зубр», тоже перешёл на продукцию гражданского судостроения.

В переходе военных верфей на строительство гражданского флота нет ничего плохого, конверсия постигла и нас. Но не сложно догадаться, что где-то с 2010 года мы могли бы загружать украинские заводы своими заказами и вообще работать в интеграции, как с другими странами СНГ, но это уж точно не входило в планы коллективного Запада.

Резиновая эскадра

Для начала Украина решила восстановить своё «морское могущество» за счёт собственных разработок. С 2011 года предприняли попытку построить корвет, но спустя шесть лет проект был заморожен, а с 2016 года в боевой состав ВМСУ начали поступать речные артиллерийские бронированные катера «Гюрза-М». Как выяснилось в 2018 году, в ходе провокации с попыткой прохода Керченским проливом, броня катеров оказалась не слишком крепка, а сами они не очень быстры — но зато дёшево и сердито, как тот самый «лабардан-с» из гоголевского «Ревизора». Это когда прохвоста Хлестакова якобы потчевали заморской рыбой, а на деле просто треской.

Артиллерийский бронированный катер U175 «Бердянск» во время ходовых испытаний на Днепре.
Артиллерийский бронированный катер U175 «Бердянск» во время ходовых испытаний на Днепре.

Как отмечал ресурс Naval analysis, украинские катера могут выходить в море при волнении не более 4 баллов, применять оружие только до 2 баллов, а дальность патрулирования по запасам не превышает 12 миль. Строятся они на заводе «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница») в Киеве и вооружаются двумя дистанционно управляемыми боевыми модулями БМ-5М.01 «Катран-М». Каждый модуль включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомёт и пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм, а также два ПТРК «Барьер». Всего до 2021 года было спущено на воду восемь таких катеров. Ещё одним пополнением флота стало переоборудование судна размагничивания «Балта» в минный заградитель.

А тут подоспела «интернациональная помощь». Осенью 2021 года американцы доставили морским путём в Одессу четыре патрульных катера типа «Айленд» постройки 1986-1989 годов («Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов»). Катера старенькие и почти без вооружения, но для Киева и так сойдёт. Впрочем, все катера поставить не успели…

Патрульный катер «Славянск» во время празднования дня ВМСУ в 2020 году.
Патрульный катер «Славянск» во время празднования дня ВМСУ в 2020 году.

Не успел и Лондон. В январе этого года у берегов Туманного Альбиона были замечены обещанные Украине тральщики-искатели мин М310 «Чернигов» и М311 «Черкассы» типа «Сэндаун». Что касается «Чернигова», то это уже третий корабль с таким названием в ВМС Украины. Первым, как уже говорилось, был корвет проекта 1124П, списанный в 2005 году. Вторым был морской тральщик, носивший в ВМФ СССР имя «Зенитчик».

Имя «Черкассы» до британского «Сэндауна» носил знаменитый в советском флоте морской тральщик «Разведчик», принявший в мае 1990 года, во время конвоирования танкера «Интернационал» в Красном море, неравный бой с четырьмя вооружёнными катерами эритрейских сепаратистов. Оба пахаря моря в 2014 году перешли под контроль Российской Федерации. В составе ВМСУ особых заслуг за ними не упоминается, но зато известно, что украинский командир «Черкасс» при бегстве с тральщика прихватил с собой хранившуюся на корабле реликвию «Разведчика» — Вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах».

Кстати, названия на бортах тральщиков уже нанесены, экипажи тренируются, но украинских флагов пока не видно. Но как только подымут, корабли станут нашей законной целью в международных водах.

 Тральщик М310 «Чернигов» у берегов Великобритании.
Тральщик М310 «Чернигов» у берегов Великобритании.

В 2021 году Украина заключила с Турцией контракт на строительство двух корветов типа «Ада». В октябре прошлого года на воду был спущен первый — «Гетман Мазепа». В принципе, хороший корабль ближней морской зоны водоизмещением 2400 тонн с автономностью 10 суток. Предполагаемое вооружение корвета состоит из артиллерийской установки калибра 76 мм, 8 пусковых установок ПКР «Гарпун», зенитно-ракетного комплекса самообороны, двух двухтрубных торпедных аппаратов калибра 324 мм и вертолёта. Кстати, его достройка планировалась в Николаеве на заводе «Океан», но он туда уже не дойдёт.

Так что восстановить свой флот на Чёрном море ни самостоятельно, ни с помощью западных союзников Украине уже вряд ли удастся. Это, похоже, поняли и в Киеве, когда в июне прошлого года заявили о формировании речной флотилии на Днепре. Тогда же американцы анонсировали очередную помощь в виде патрульных катеров, так как ранее поставленные в большом количестве лодки типа Metal Shark’s 7M RIB и другие «резинки» были уже «использованы».

В ноябре прошлого года появились и первые фотографии 34-футовых (10,4 метра) катеров типа Sea Ark Dauntless под флагом Украины. Эта матчасть конечно посерьёзней лодок, но тоже изготовлена с применением технологии RIB — жёстким корпусом и надувным бортом. Прямо скажем — сомнительное «устройство» для войны, а ведь их собирались поставить, по некоторым данным, аж 18 штук.

Катер типа Sea Ark Dauntless в ходе испытаний на Днепре.
Катер типа Sea Ark Dauntless в ходе испытаний на Днепре.

В последующем аппетиты договаривающихся сторон разгорелись, и речь зашла уже о 40 катерах Metal Shark 40 Defiant. Испытания одного из них прошли на Днепре в марте этого года. Корпус катера из сварного алюминия с баллистической защитой позволяет выдерживать попадание пуль различного калибра и «высококинетических» осколков. И вооружение уже посерьёзней.

Катер типа Metal Shark 40 Defiant.
Катер типа Metal Shark 40 Defiant.

Впрочем, на фоне американских поставок киевская «Гюрза», откровенно говоря, смотрится внушительней. Но похоже, у корабелов в «Кузнице на Рыбальском» дела опять плохи или их продукция снова «не соответствует американским стандартам». И в самом деле, зачем оплачивать труд простого украинца, если есть простые американцы?

В Чёрное море ничего из этого речного «лабарданса» уже, конечно же, не попадёт. Их деятельность ограничена с севера Киевским водохранилищем, а с юга — максимум Каховским, которое сегодня можно перейти вброд (кстати, в США такие катера состоят на вооружении у Корпуса морской пехоты, но очевидно, что технику перевозить они не могут). И это уже будут не военно-морские, а военно-речные силы Украины.

Мечты не сбываются

В ходе специальной военной операции ВМСУ потеряли 2 боевых корабля и 6 боевых катеров. В потерях числится и 21 катер погранохраны. Можно посчитать и количество утраченных специальных судов и судов обеспечения — это тоже важная составная часть флота, но из-за отсутствия на них вооружения, смысла оценивать боевые возможности таких единиц не вижу. Если нет боевых кораблей, то и обеспечивать по логике вещей некого.

Из крупных у ВМС Украины остался только минный заградитель «Балта» — бывшее судно размагничивания, но и тут нет вооружения. Часть украинских потерь — корабли затопленные своим же личным составом. Без боя затоплен в Николаеве флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный», захвачены в Мариуполе бронекатера «Аккерман», «Кременчуг» и «Вышгород». Уничтожены в ходе боевых действий рейдовый тральщик «Геническ», бронекатер «Лубны» и американский подарок «Славянск». Крайним, но не последним в списке потерь стал средний десантный корабль «Юрий Олефиренко».

Патрульный катер типа Island «Славянск», переданный США Военно-морским силам Украины, в порту Одессы, 2019 г.
Патрульный катер типа Island «Славянск», переданный США Военно-морским силам Украины, в порту Одессы, 2019 г.

Из тринадцати оставшихся боевых катеров какую-либо ценность имеют разве что три американских «Айленда» («Старобельск», «Сумы» и «Фастов») и четыре украинских «Гюрзы» («Костополь», «Бердянск», «Никополь» и «Буча»), затаившиеся где-то в районах Одессы и Киева.

Помнится, в августе 2021 года Владимир Зеленский заявил, что Украина создаст большой флот, в составе которого будут малые подводные лодки, корветы и боевые катера. Планировалось, что их строительство будет идти в три этапа: первый до 2024 года (но здесь всё ясно), второй — до 2030 года и третий — до 2035 года. Наверное, так оно и было бы, но тут началась демилитаризация…


Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО.  Подробнее
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Перейти к содержимому