Воспользовавшись так называемым парадом суверенитетов бывших республик Советского Союза, прецедент которого сформировала РСФСР 12 июня 1990 г. 27 августа 1991 г. республика Молдавия провозгласила свою независимость.
Первым этапом утверждения независимого государства стал факт образования Национальной армии Молдавии в соответствии с указом Президента Молдавии № 193 от 3 сентября 1991 года «Об образовании Вооруженных Сил».
14 ноября 1991 года правительство Молдавии объявило своей собственностью военные городки, базы, вооружение, средства передвижения, технику и другое имущество, принадлежащее частям Советской армии, дислоцирующимся на территории республики.
Таким образом, формирование Молдавской армии началось ещё до официального распада СССР, который произошёл 08.12.1991 г.
2 марта 1992 г. страна стала постоянным членом ООН, что дало ей возможность разрабатывать военно-политические документы стратегического и тактического планирования. В 1994 году принята Конституция Молдавии и Стратегия национальной безопасности. В 1995 году была разработана и опубликована «Военная доктрина Республики Молдова» (постановление № 482-XIII от 6 июня 1995 года).
Результатом принятия этих документов стал факт утверждения за вооружёнными силами Молдавии, полномочий по обеспечению военной безопасности страны. Это позволило р. Молдова к 1997 году практически полностью завершить процесс создания военных структур собственных вооружённых сил.
В частности, к этому моменту боеспособные вооружённые силы насчитывали чуть более 11 тыс. человек, а число резервистов, которые могли быть призваны в ряды вооружённых сил, около 300 тыс. человек. В целом пригодными к военной службе считались более 1,145 млн. человек, при общей численности населения в 3,5 млн. человек.
Состав ВС Молдавии был сформирован из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-речных сил и Войск карабинеров.
Необходимо учитывать, что Войска карабинеров выполняют специфические полицейские функции и функции внутренних войск по поддержанию общественного порядка на массовых митингах и охране правительственных зданий.
Военно-воздушные силы крайне малы и ограничиваются персоналом в 826 человек, а из образцов вооружения имеют в наличии незначительное количество самолётов Ан-2, Ан-26 и Ан-72, вертолёты Ми-8 и Ми-17, а также истребители МиГ-29, которые являются небоеспособными. Следовательно, можно утверждать, что основным элементом способным обеспечить боеспособность ВС Молдавии, являлись Сухопутные войска, при этом Военно-речные силы Республики Молдова так называемые (Дунайские силы Молдавии) малочисленны и имеют скорее символическое значение.
На начало 1994 года Сухопутные войска Молдавии состояли из 3-х моторизованных бригад, артиллерийской бригады и одного разведывательного батальона с общей численностью в 9800 человек. На вооружении Сухопутных войск находилось 77 бронетранспортёров и 67 машин на их базе; 18 122-мм и 53 152-мм буксируемых артиллерийских единиц; 9 120-мм самоходных артиллерийских установок САУ; 70 единиц системы «Фагот», 19 ПТРК «Конкурс» и 27 ПТРК 9П149 «Штурм»; имелись 73-мм противотанковые гранатомёты СПГ-9; 45 100-мм противотанковых орудий МТ-12; 30 23-мм зенитных орудий ЗУ-23-2 и 12 57-мм зенитных орудий С-60; 56 зенитных управляемых ракет. Также в ходе национализации военного имущества, проведённой в 1992 г., Молдавия получила и тяжёлое вооружение в виде реактивных систем залпового огня РСЗО БМ-27 «Ураган», 32 152-мм пушек-гаубиц Д-20, 21 152-мм пушек 2А36 «Гиацинт-Б». Некоторые поставки вооружения и военной техники приходились на внешнюю помощь. Так в 1992—1995 годах из Румынии было получено 161 БТР TAB-71M, 18 122-мм гаубиц Д-30 и 30 120-мм миномётов ПМ-43.
Таким образом структура и состав собственных ВС, их практическое применение в соответствии с установленными характеристиками данных образцов и типов вооружения и военной техники при слаженной боевой выучке личного состава в количестве порядка 10-11 тысяч человек (развёрнутая мотострелковая дивизия) основанной на школе советской военной науки позволяла политическому руководству Молдавии поддерживать территориальный и политический суверенитет.
Однако ситуация начала меняться с 2000 г., когда на строительство и развитие ВС Молдавии стали оказывать воздействие структуры военно-политического блока НАТО.
Первые консультации республики Молдова с Североатлантическим альянсом имели место уже сразу после принятия Декларации о независимости 20 декабря 1991 г., и на фоне Приднестровского конфликта 1992 г. они носили явно антироссийский акцент.
В дальнейшем НАТО активизировало свою деятельность на территории Молдавии.
6 марта 1994 года, в Брюсселе в штаб-квартире НАТО президент Республики Молдова и Генеральный секретарь НАТО, подписали соглашение «Партнерство ради мира», а 16 декабря 1997 года, были создана миссия НАТО в Республике Молдова.
Это привело к усилению координации и воздействия структур североатлантического альянса не только на вооруженные силы, но и на органы государственного управления.
Яркий тому пример — хронология последующих событий.
Так после визита в январе 1999 года в Кишинёв генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. до 6,5 тыс. человек.
В 1999 г. под влияние североатлантического блока попадают Академия наук и Политехнический университет Молдовы, получив финансовую поддержку Альянса. В июне того же года, при поддержке НАТО была создана Ассоциация RENAM с учебно-информационными целями. Таким образом, научные исследователи из Молдовы не только получили стипендии в Италии, Канаде и других странах, но и любые научные открытия стали подконтрольными США и его союзников по блоку.
28 июня 2001 г. визит президента В. Воронина в штаб-квартиру НАТО послужил подписанию нового Меморандума с НАТО в области технического обеспечения и логистического сотрудничества. Это был очередной шаг по интеграции ВС Молдавии в структуры НАТО.
Ну и конечно серьёзным ударом по самостоятельности ВС Молдавии стало решение, принятое в 2002 г. на межправительственном уровне о дислокации Центра Военной Разведки США (АНБ) на территории МО республики Молдова.
С этого момента можно говорить, что ВС Молдавии в стадии строительства и развития перешли под контроль североатлантического альянса, а политическое руководство утратило статус суверенного центра принятия решений.
ВС, как и политическое руководство страны, попали не только под военно-техническую, но и концептуальную зависимость от доктринальных установок североатлантического альянса во главе с США.
В 2007 г. в Кишинёве открылся Центр информирования и документирования НАТО, что послужило окончательной реализации плана индивидуальных действий партнёрства Молдавия—НАТО предусматривающий реформирование всей системы безопасности и обороны страны на принципах НАТО и перевод в 2010 г. национальной армии Молдавии на стандарты Североатлантического альянса.
В результате интеграция ВС Молдавии в структуры НАТО, отрицательно сказалась на их боеспособности.
Военная реформа, проведённая под руководством НАТО в 2009-10 годах, имела катастрофические последствия.
Численность ВС сократилась до 6 тыс. человек. Утерян значительный потенциал советского наследия вооружения и военной техники, а поставки техники блока НАТО не были обеспечены. И самое главное была разрушена советская школа подготовки офицеров и личного состава ВС.
В итоге армия Молдовы из самостоятельной структуры суверенного государства превратилась в незначительное звено длинной цепи системы взаимодействия межгосударственного военно-политического альянса во главе с США.
24 февраля 2022 года политическое руководство России приняло решение о проведении специальной военной операции на Украине.
В ходе её реализации может быть поднята проблема о судьбе непризнанной Приднестровской республики и о российских миротворцах, находящихся на её территории. Встаёт вопрос, готова ли Молдавия к решению приднепровского конфликта в собственных интересах.
Учитывая вышеперечисленные факты, мы можем сделать некоторые выводы.
Политическое руководство Молдавии не способно принимать самостоятельные решения и находится под воздействием внешнего управления.
ВС Молдавии в результате интеграции и перевода на стандарты НАТО самостоятельно не смогут спланировать и выполнить ни одной боевой задачи.
Следовательно, вооружённый конфликт на границах Приднепровской республики может возникнуть только под воздействием североатлантического альянса, где армия Молдовы будет участвовать при тесном взаимодействии с одним из активных членов НАТО, а именно с ВС Румынии.
Необходимо учитывать, что Румыния имеет собственные геополитические интересы и является аванпостом североатлантического альянса в противостоянии с Россией, разместив на своей территории пусковые противоракетные установки и военные базы НАТО.
Таким образом, ВС России в ходе разрешения Приднепровского вопроса могут столкнуться с серьёзным противодействием, что потребует применение соответствующих военно-технических сил и средств.
МОО «Союз ветеранов спецназа ГРУ» им. Героя РФ Шектаева Д. А. и РО ДОСААФ России Свердловской области объявляют набор!
✅ Заключите контракт на военную службу в одну из сильнейших армий мира — Армию России!
✅ Получайте одну из самых высоких выплат от 3 100 000 рублей, это значительно больше по сравнению с другими регионами.
✅ Ежемесячные выплаты от 210 000 рублей.
✅ Предоставляем полный спектр услуг: трансфер, жильё, медосмотр в пункте отбора (военкомате)
Узнать подробности и подать заявку можно здесь: