В 50-60-е годы в ведущих в военном отношении державах активно занимались созданием газотурбинных двигателей для бронетанковой техники. Работы в этом направлении велись и в Нижнем Тагиле, в конструкторском бюро знаменитого Уралвагонзавода.
Здесь в 1964 году появилась модификация изготовленного тремя годами раньше опытного среднего «Объекта 167». В этом варианте, с буквой «Т», вместо 700-сильного дизельного В-26 был установлен ГТД-3Т Омского моторостроительного конструкторского бюро ОКБ-29 такой же мощности. Этот двигатель являлся версией силового агрегата для вертолетов.
Его масса — всего 350 кг, длина — 1700 мм, ширина — 640 мм, высота -770 мм. Температура выхлопных газов — 857 градусов. Гарантийный срок работы — 100 часов.
Поскольку вес танка составлял 36700 кг, то удельная мощность — 19,07 л.с. на одну тонну. Максимальная скорость — 64 км/ч. При этом двигатель обладал «хорошим аппетитом»: запас хода не превышал 211 км, в то время как у обычного 167-го он достигал 450-500 км.
В качестве вооружения была применена опробованная на Т-62 115-мм пушка У5-ТС «Молот» с боекомплектом 40 выстрелов, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с запасом в 2500 патронов. Прицел — телескопический ТШ-2, а ночной — ТПН -1, стабилизатор вооружения — «Метеор».
Бронирование: лоб корпуса — 100 мм, башни — 190 мм. Экипаж — 4 человека.
«Объект 167Т» считается первым в мире танком с газотурбинным двигателем. Его испытания проходили до 1965 года, однако решение о запуске в серийное производство принято не было.
В создании этой машины принимал активное участие талантливый конструктор — Эрий Борисович Вавилонский, ушедший из жизни в возрасте 88 лет 21 ноября 2021 года.
В настоящее время единственный экземпляр уникального танка демонстрируется в Музее бронетанковой техники УВЗ.
Межрегиональная общественная организация «Союз ветеранов спецназа ГРУ» имени Героя РФ Шектаева Д.А. открыла постоянный сбор для помощи защитникам Донбасса и подразделениям ВС РФ, выполняющим задачи СВО. Подробнее